Напишите нам

Пресса о нас

30 октября 2019 года

region.kg

Проблемы и перспективы – о пиар-технологиях в Кыргызстане

Республика имеет все шансы занять лидирующие позиции на рынке общественных коммуникаций в Центральной Азии. К такому выводу пришли российские пиар-эксперты

Анализ состояния и оценку возможностей PR-рынка Кыргызстана провели специалисты коммуникационной группы «Гуров и партнеры». О результатах и выводах российские пиарщики рассказали в рамках круглого стола «Перспективы PR-рынка Кыргызстана: бизнес и политика», прошедшего в Бишкеке.

— По нашим оценкам рынок PR в Кыргызстане на сегодняшний день составляет порядка 130 миллионов сомов. Сейчас он распределяется между пиар-специалистами отдельных компаний, рекламными агентствами и медиа-ресурсами. Мы видим большие перспективы для развития данной сферы. По нашим подсчетам в ближайшие годы рынок пиар-технологий может не только вырасти в несколько раз и составить до миллиарда сомов в год, но занять лидирующие позиции в регионе, — рассказал управляющий партнер, генеральный директор коммуникационной группы «Гуров и партнеры» Филипп Гуров.

По его словам, Кыргызстан обладает уникальными брендами, которые могут стать драйверами рынка общественных коммуникаций, прежде всего, это озеро Иссык-Куль, ставшие традиционными Игры Кочевников и другие направления туризма. Оценив перспективы развития пиар-рынка в КР, российская коммуникационная группа открыла в Бишкеке свой филиал.

— Я надеюсь, что «Гуров и партнеры — Центральная Азия» станет первым классическим пиар-агентством в Кыргызстане, которое будет предоставлять весь спектр услуг в сфере общественных коммуникаций. При этом, мы, как крупное агентство, готовы оказать самую разностороннюю поддержку для развития данного рынка. Мы нацелены на долгосрочную перспективу. Мы хотим не просто создать абонентскую базу, мы намерены создать себе заказчика, — отметил российский эксперт.

На вопрос участников круглого стола, каким образом будет создаваться заказчик, и будет ли использоваться для этого технология «целенаправленного создания проблемы», ответил старший партнер коммуникационной группы «Гуров и партнеры» Евгений Бениксов.

— Мы не используем таких технологий, равно как и стараемся избегать черного пиара. Люди, которые занимаются такими вещами, либо аферисты, либо не имеют инстинкта самосохранения. Когда мы говорим, что планируем создать себе заказчика, мы имеем ввиду туристическую сферу — это огромная и совершенно свободная ниша, несмотря на то, что каждый из ее участников может стать потенциальным клиентом пиарщиков. И мы хотим поучаствовать в формировании этого направления, — сообщил он.

В свою очередь политолог Игорь Шестаков рассказал российским гостям, о том, как несколько лет назад один из чиновников, отвечавших за развитие туризма, пытался позиционировать Кыргызстан, как страну, где родился Санта Клаус, что не принесло никаких результатов. По словам эксперта, сегодня трудно представить, что в ближайшее время республике удастся приобрести имидж страны туризма.

— На международном уровне наша страна имеет скорее имидж страны революций и политических катаклизмов. Беспрецедентными в этом плане можно назвать прошедшие президентские выборы, где пиар-технологи, в том числе и зарубежные, используя все методы черного пиара устроили самые настоящие информационные войны. И сегодня за рубежом многих интересует не столько вопрос, что интересного есть в КР для туристов, сколько наши внутриполитические «разборки», — отметил Игорь Шестаков.

В этой связи политолог Марат Казакпаев, считает, что одним из заказчиков на пиар-рынке Кыргызстана может стать само государство.

— Ситуация, которая сегодня наблюдается во власти, говорит о ее не самом хорошем имидже, поэтому было бы неплохо, если бы специалисты поработали над пиаром системы в целом, и пиаром высокопоставленных чиновников в частности. Сферой применения пиар-технологий могут стать и отдельные отраслевые направления. Словом, развитие рынка общественных коммуникаций — это актуальный вопрос, — уверен политолог.

А вот эксперт в сфере госуправления Шерадил Бактыгулов подчеркнул, что пиар-рынок в Кыргызстане есть, но он работает стихийно.

— По тому же политическому пиару не ведется систематическая работа, т.е. политики работают в реактивном режиме, привлекая пиарщиков и политтехнологов на определенные ситуации или в предвыборный период. При этом, их пиар-стратегии не всегда оказываются действенными, потому что не учитывают необходимости разрабатывать разные подходы для каждого из регионов, между тем, что хорошо воспринимается общественностью, например, в Нарыне, не всегда подходит для Баткена, — обрисовал ситуацию эксперт.

По словам руководителя мультимедийного портала «Элет Медиа» Лейлы Акиловой, в сфере политического пиара специалистам не всегда хватает владения технологиями.

— В проведении политических кампаний мы в большей степени опираемся на творческие подходы и изобретаем свои собственные инструменты. Сегодня в республике активно развиваются направления пиара и маркетинга, связанные с IT-технологиями, например, социальный медиа-маркетинг и троллинг, посредством которых, можно не только сформировать имидж отдельного человека, но и оказать давление на целую структуру. Что касается коммерческого пиара, то в Кыргызстане практически нет агентств, которые занимаются общественными коммуникациями, скорее они занимаются рекламой и маркетингом, — поделилась своими наблюдениями Лейла Акилова.

Такая ситуация, по мнению директора и соучредителя Бюро коммуникаций ТАГС Софьи Балакиной, продиктована небольшим объемом финансов на пиар-рынке страны.

— Крупных платежеспособных компаний очень мало, его себе могут позволить лишь немногие компании — горнодобывающие предприятия и сотовые операторы. У нас есть пиар-рынок, у нас есть грамотные пиарщики, но мы тут варимся в своем собственном соку, и порой нам не хватает креатива, свежих творческих идей. Поэтому я надеюсь, что вы к нам приехали не со «стеклянными бусами», т.е. не с банальными и заезженными технологиями, — высказалась пиар-специалист.

Проблем пиара в горнодобывающей коснулась руководитель отдела по связям со СМИ «Кумтор Голд Компани» Марина Гаврилова, которая отметила, что развитию пиар-рынка Кыргызстана необходим импульс извне.

— К сожалению, «Кумтор» является одной из немногих компаний, кто работает в пиар-сфере. Я говорю — к сожалению — потому что не хватает новых подходов. Мы 25 лет своей деятельности перепробовали уже все, что можно. Ежемесячно я получаю два-три предложения от различных пиар-агентств, но качество предлагаемых ими услуг оставляет желать лучшего. Наше с ними сотрудничество не редко заканчивается на уровне переговоров, потому что обращаются, как правило, люди, которые хотят быстро заработать денег. Поэтому мне интересен ваш опыт работы с горнодобывающими предприятиями по социальному и экологическому направлениям, — отметила представитель «Кумтор Голд Компани».

В качестве реплики Шерадил Бактыгулов отметил, что вопросы экологии далеко не всегда отражают озабоченность населения вопросами охраны окружающей среды, зачастую они связаны с деньгами.

— Наши местные сообщества привыкли шантажировать экологическим вопросом добывающие компании с целью получить от них как можно больше денег и других материальных ресурсов. Это стало своеобразным бизнесом, поэтому сколько бы не убеждали пиар-технологи население в экологической безопасности, это не действует, потому что там стоит финансовый вопрос. Нередко, пиарщики работают и стороны местных сообществ, что приводит к настоящим пиар-войнам, — добавил эксперт.

Как еще один пример, Игорь Шестаков, привел ситуацию с остановкой разработки урановых месторождений в Кыргызстане.

— Работу пиарщиков в этом процессе показал тот факт, что волнения в регионе начались вечером, а уже утром у митингующих были футболки, плакаты, листовки, которые физически было невозможно подготовить за одну ночь. Т.е. к этим акциям заранее готовились, и недовольство населения в данном процессе и было профессионально спровоцировано и использовано, — отметил политолог.

Тот факт, что охрана окружающей среды является одной из излюбленных тем пиар-технологов, и многие из них зарабатывают на экологических войнах целые состояния, отметил и Евгений Бениксов, подчеркнув, что такая практика существует во всем мире.